Все новое – это хорошо забытое старое

Итак, после долгих лет забвения на новом вираже моды в интерьер вернулся витраж. Вернулся в совершенно новой интерпретации.
Когда мы говорим «витраж», почему-то возникают ассоциации с готическим собором в Шартре или портретом Ленина в пансионатах советских времен. Что-то величественно-монументальное, но никак не домашнее, уютное. Между тем витраж – один из самых выразительных декоративных элементов в интерьере современного жилища. И самый «живой» из всех видов изобразительного искусства. Каждый раз он дарит новые, порой совершенно неожиданные ощущения. Лучик скупого зимнего солнца едва пробившись в дом, попадает на стекло…. И начинаются преображения… Стекло искрится и играет, переливаясь всевозможными оттенками, разбрасывая вокруг кружевные блики. И на душе становится светло.

В истории витражного искусства было 2 периода расцвета – готика и модерн. Сейчас, похоже, наступает третий.

В мрачной эпохе средневековья есть 2 положительных момента – она создала великолепную готическую архитектуру и подарила миру искусство витража. Соборы в Шартре, Париже, Руане, Кельне, Ульме поражают мистической красотой стрельчатых окон, переливающихся многоцветием красок витражного стекла. Солнечный свет, проходя сквозь витражное стекло, наполняет собор переливами насыщенного света, и лики святых словно оживают, озаренные божественным сиянием.

Средневековье сменилось ренессансом, витраж утратил свой религиозный смысл и превратился в элемент декора. Изменилась и тематика рисунков. Изумительные по своей красоте и изяществу витражи, наполняя красками и светом интерьер, взывали к радости и Возрождению!

Потом искусство витража на долгие годы было предано забвению. В 18-м веке, когда пышным цветом расцвело вычурное барокко, скромному стеклу не нашлось места среди нарочитой парадности, обилия позолоты и богатой лепнины.

Забытое искусство витража вернулось в конце 19-го века, в эпоху зарождения модерна. Архитекторы-модернисты украшают стеклом особняки. Витраж в интерьере становится признаком хорошего вкуса, респектабельности и индивидуальности.

Новый поворот в искусстве витража в эпоху модерна стал возможен благодаря открытию американцев Джона Лафоржа и Луи Комфорта Тиффани. Они создали опаловое стекло, блеск которого был подобен сиянию драгоценных камней, и открыли миру новый метод изготовления витражей. Классический витраж изготавливался из кусочков цветного стекла, вставленных с специальные свинцовые профили. По новой же технологии мелкие кусочки стекла стали обводить самоклеящейся медной фольгой, а потом припаивать их друг к другу. Это позволило создавать более пластичные рисунки и формы. Витраж перестал быть плоским, «оконным» элементом интерьера. По технологии, получившей название «Тиффани», стало возможным создавать и светильники, и витражные ширмы, и купола. Даже мебель украшали витражными композициями.

Использование витража в современном доме помогает визуально расширить и оживить интерьер. Мы не хотим больше жить в пространстве, ограниченном глухими стенами. Сломали стены. Но и без них не очень удобно. Пространство все же должно быть зонировано. Вот тут на помощь приходит легкая полупрозрачная перегородка из стекла. Цвета не должно быть много. Ведь витраж – очень «сильный» элемент, который притягивает на себя общую композицию интерьера.

Сегодня используются самые разные способы производства витражей. Один из них американская технология 70-х годов, по которой на цельный пласт стекла наносятся цветные витражные покрытия, и между ними пропускается специальная свинцовая протяжка – так создается эффект классического витража.

В последнее время приобретают популярность и методы изготовления витража без металлических протяжек, обозначающих границы цветов. Один из них называется «кастинг». Благодаря ему создаются цветные плитки, известные у нас как «муранское стекло». Один из самых современных методов изготовления витража – «фьюзинг», или по-русски «спекание». Кусочки холодного цветного стекла, стеклянный песок и гранулы, собранные в рисунок расплавляются и спекаются в единый пласт. В отличие от типовых плиток, изготовленных по технике «кастинг», витражи, выполненные по методу спекания, могут иметь любую форму, толщину и фактуру. Фрагменты спеченного стекла широко используются в современных интерьерах как перегородки, вставки в стенах, стеклопакеты, стеклоблоки. В технике «спекание» можно создавать великолепные живописные произведения – сюжетные и абстрактные. Они могут жить самостоятельной жизнью как картина, корпус светильников или часов.

А витражи, выполненные из прочного небьющегося акрилового стекла, можно использовать и как потолочное покрытие, и даже как фрагмент интерьера бильярдной, не боясь за последствия. Современные технологии производства витражей существенно расширили сферы и применения и сделали витраж неотъемлемой составляющей интерьера современного дома.

Наши работы
Все в нашем мире – от обычного до гениального, от простого до великого – сделано руками